Журнал Юридична наука Гуманізація покарань за економічні право...

Новини, Гуманізація покарань за економічні право...

Сергій Шкляр, Старший партнер адвокатського об'єднання Arzinger
Во многих странах мира считается, что содержание в учреждениях исполнения наказания дорого обходится государству и, соответственно, это бремя ложится на плательщиков налогов. Т.е такой подход по привлечению к ответственности экономически невыгоден. Целесообразней принудить лицо совершившее неправомерное деяние возместить ущерб. Не секрет, что для некоторых людей отдать что-то свое – это уже достаточно серьезное наказание.
Все прекрасно понимают, что характер человека вомногом меняетсяпосле отбывания наказания в «местах не столь отдаленных». Поэтому гуманизация уголовного преследования и наказания возможно приведет к толерантности и уменьшению озлобленности в обществе, которую подхлестнул, в частности, эконмический кризис 2008 года.
И так, парламентом(268 голосами «за») принят во втором чтении и в целом Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно гуманизации ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности и служебной деятельности» (на базе президентского законопроекта).
Анализируя принятый законопроект можно сказать, что часть преступлений «белых» воротничков» переводится в разряд административных проступков.
Речь идет о преступлениях, которые были предусмотрены статьями Уголовного кодекса Украины, а именно 201 «Контрабанда» - относительно контрабанды товаров, 202 «Нарушение порядка занятия хозяйственной деятельностью и деятельностью по предоставлению финансовых услуг», 203 «Занятие запрещенными видами хозяйственной деятельности», 207 «Уклонение от возвращения выручки в иностранной валюте», 208 «Незаконное открытие или использование за пределами Украины валютных счетов», 214 «Нарушение правил сдачи драгоценных металлови драгоценных камней», 215 «Подделка знаков почтовой оплаты и проездных билетов», 217 «Незаконное изготовление, сбыт или использование государственного пробирного клейма», 218 «Фиктивное банкротство», 220 «Сокрытие устойчивой финансовой несостоятельности», 221 «Незаконные действия при банкротстве», 223 «Размещение ценных бумаг без регистрации их выпуска», 225 «Обман покупателей и заказчиков», 226 «Фальсификация средств измерения», 228 «Принуждение к антиконкурентных согласованных действий», 234 «Незаконные действия вотношении приватизационных бумаг», 235 «Несоблюдение лицом обязательных условий по приватизации государственного, коммунального имущества или предприятий и их дальнейшего использования».
Соответственно, за совершение вышеназванных правонарушений устанавливается административная ответственность в виде наложения штрафов.
Ряд преступлений не будут наказываться лишением свободы - только штрафами. Однако размер штрафов, как уголовное наказание существенно возрастает. За некоторые преступления, которыми причинен материальный ущерб, устанавливается суммы штрафов без каких-либо ограничений - штраф должен быть не меньше размера причиненного вреда.
Интересная складывается ситуация с законом о «гуманизации». С одной стороны по ряду преступлений отменяется уголовное преследование, а с другой стороны, при неуплате достаточно больших штрафов штраф заменяется лишением свободы, и притом без альтернативы.
Ряд международных комиссий, которые наблюдают за соблюдением прав граждан на Украине и Европейский суд неоднократно отмечали в своих докладах и решениях о возможном безосновательном применении к гражданам Украины мер пресечения в виде заключения под стражу.
В этой связи положительным является то, что заключение под стражу не может быть применено к ранее несудимому лицу, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет, за исключением случаев, когда он скрывается от органов следствия или препятствует расследованию дела или невнесения средств в качестве залога.

Новацией также есть, что предусмотрен ряд преступлений в сфере хозяйственной деятельности, привлечения к ответственности за которые возможно исключительно на основании жалобы потерпевшего. При этом порядок привлечения к уголовной ответственности по жалобе потерпевшего предполагает, что соответствующее уголовное дело подлежит прекращению в случае, если потерпевший примирится с обвиняемым до момента удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора.
Вводится интересное понятие в Уголовный кодекс, которое налоговая давно пыталась закрепить на законодательном уровне. Это понятие определяется новой статьей 3653 – неправомерная выгода. В частности, вправоприменительную судебную практику России определение правомерная (неправомерная) налоговая выгода было введено еще постановлением Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от12 октября 2006 года №53.
В конце можно добавить, что кроме внесениявуголовный и административный кодексы были внесены несущественные измененияв ряд законодательных актов, а именноуголовно-процессуальный кодекс,таможенный кодекс, уголовно-исполнительный кодекс, Закон "О милиции".
Ну и как вывод к закону то, что хоть во многом как – бы послабляется ответственность за хозяйственные преступления (и даже переводятся в плоскость административных правонарушений), но как всегда возникают вопросы, которые повлекут много дискуссий у различных специалистов и не только уголовного права.
http://pravotoday.in.ua
Flag Counter